в удобном формате
Я не приемлю мат, особенно тот, что слетает с губ как помойка из перевёрнутой урны. Но в последнее время я стал гораздо хуже, чем мат, воспринимать аббревиатуру ЕГЭ, особенно после того, как стал свидетелем, как близко знакомый мне выпускник московской школы получил, выстрадал, а главное - оплатил вместе с родителями этот вожделенный документ – Аттестат о среднем образовании.
Да будь он неладен, этот ЕГЭ, воскликнула вся родня. Откуда пришёл в Россию ЕГЭ – дело тёмное и путаное. Один весьма пожилой педагог под страхом кары секретно сообщил мне, что ЕГЭ придумали на Западе, чтобы облегчить получение знаний детям с недалёкими умственными способностями. Но потом, поняв, что ЕГЭ не только не помогает получать знания, а скорее уменьшает их объём, успешно внедрили ЕГЭ в Россию, дабы подорвать у нас систему образования.
Подорвали не подорвали – специалисты когда-нибудь разберутся, но самым ясным сейчас стало одно – ЕГЭ оказался мощной "сосательной" организацией, высасывающей деньги из кошельков родителей выпускников. И дело не только в том, сколько отдают родители для подготовки своего чада.
Вот цифры расходов того самого хорошо знакомого одиннадцатиклассника московской школы. На курсы по русскому языку, математике, английскому, обществоведению, физике еженедельно уходило 7-8 тысяч рублей, значит, 32 000 в месяц! Доход этой семьи из трех человек и собаки составляет 60 тысяч рублей. Скептик-читатель спросит: "А почему бы не подготовиться к ЕГЭ самим, без всяких там курсов?" Так вот, тот поток запугиваний, что обрушивался на выпускника, оказывался зачастую непреодолим. Везде и всюду, официально и неофициально школьникам и родителям вдалбливали, зомбировали, что без спецподготовки, спецкурсов сдать ЕГЭ невозможно!
Прямо на родительские собрания в школе (я прямой свидетель) приходили эмиссары этих курсов и, запугав собравшихся до умопомрачения, приглашали детей на учёбу. Пропаганда велась широко, как-то даже яростно, школьников звали на государственные и частные курсы, прямо в институты, обещали высочайшие баллы, требуя взамен лишь одно – деньги.
К этому можно прибавить, что неразбериха с учебниками усиливала родительскую панику, случалось, что они посылали детей на разные курсы, но по одному предмету, потому как приходилось учиться по двум разным учебникам. Одна учительница заставляла детей трижды покупать учебники английского языка малоизвестного издательства. Мало того, что искать книги приходилось по всей Москве, так и цена их оказалась немаленькой. Потом, по родительским слухам, выяснилось, что училка имела договор с этим издательством и получала свою мзду с каждого проданного учебника.
Делать свой бизнес на образовании, а говоря проще, воровать и обманывать – дело не новое. По рассказам сына кавказских родителей, в конце "лихих девяностых" в одной из школ столицы действовал умный завуч по кличке, кажется, Колобок. Дети богатых родителей просто приносили ему деньги и заполненные табели. Завуч ставил оценки, расписывался в табелях прямо на улице (в школе он не принимал, совесть, видимо, терзала), брал конвертики с деньгами и желал всем хороших знаний. Чем он отличался от мошенников, торгующих в метро дипломами и аттестатами, мне не понять. И сколько их, питающихся мздой педагогов, развелось по стране – не сосчитать.
Сосательный рефлекс ЕГЭ всё мощнее действует уже в вузах. Мой тот самый близко знакомый выпускник окончил школу неплохо, но и не блестяще. Но найти государственный вуз, где можно учиться на бюджетном отделении, не удаётся никак. Мало бюджетных, неумолимо сокращающихся мест, полно тех абитуриентов, кто что-то принёс не только в голове, но и в карманах. А тот платный минимум, что гарантирует юноше законную учёбу, выражается в сумме не меньше 200 000 рублей в год!
Интересно, знает ли Ольга Юрьевна Васильева, наш министр образования, эти цифры? Получается парадоксальная картина – абитуриенты ищут вуз не по призванию, а по сумме платежей. А в курсе ли мастера российского образования, что совсем недавно получали все успевающие советские студенты стипендии? Вожделенные стипендии и бесплатные обеды получали и студенты "нищей и бесправной" царской России. Условие для этого было одно – успевать в учении. А стипендии хватало на еду, скромную одежду и аренду жилья. То есть доступ к знаниям был один – хорошо или просто нормально учиться. Это понимали и при царском, и при советском режимах. Нынешних стипендий на бюджетном месте может хватать только на кусок хлеба раз в день.
Чёрт его знает, может, в этом ЕГЭ, в этих массовых расходах кроется непонятная мне образовательная мудрость, что подвластна только мудрецам? Что всё это служит созданию мощной образовательной системы, готовящей отличных профессионалов на благо России? Совсем недавно я, как опытный полярник, встречался с группой специалистов, совершающих экспедицию на одном из могучих российских атомных ледоколов. Это были гидрологи, океанологи, картографы, физики-атомщики, механики, вертолётчики, гляциологи… За десять дней общения я убедился, что все они отличные специалисты, высокообразованные личности, начитанные и остроумные. И вот – все до единого закончили советские и российские вузы, и все благополучно успели миновать ЕГЭ!
– Вы знаете, – увещевал то ли меня, то ли себя упомянутый выше старый педагог, – этот ЕГЭ, наверное, призван упорядочить российскую систему образования, а?
Рад бы поверить, но о каком упорядочении может идти речь, когда дети учатся по разным учебникам, а сами учебники претерпевают постоянные изменения, когда меняются критерии оценок, когда набор баллов заменил истинную проверку знаний, а набранная сумма денег вообще заменяет личность и сущность юноши или девушки?
Не смея давать советы или спорить с "апостолами" от образования, чью косность не смог пробить даже А. Макаренко, всё-таки убежденно заявлю: единая государственная система образования должна быть едина во всём: в учебниках, оценках, экзаменах, бюджетных затратах, честности педагогов. Глядишь, и учёба подешевеет, и нервов поменьше будут дети и родители рвать. ЕГЭ, возможно, станет привлекательнее. Частные вузы пускай ищут свои пути развития, получают свои денежные вливания, это их жизнь. И ещё: встав на колени, прошу у государства вернуть бесплатную учёбу для тех, кто очень хочет учиться, но не имеет для этого денег. Ослабьте удавку, душащую бюджетное формирование. Пусть проходными баллами для российской молодёжи будут только экзамены, ведь помимо уже проявившихся гениев, подобных тому юноше, что набрал 400 баллов, есть ещё непроявившиеся, несозревшие таланты, им нужен только шанс, даже если нет денег.