в удобном формате
У Михаила Денисенко одутловатое лицо, припухлые веки, тяжелый, неподвижный взгляд, длинная борода. Он – адепт украинской власти и власти вообще. Когда-то он кричал своим приближенным: "…При какой другой власти это могло случиться? Под чьим небом вы живёте? Чей хлеб едите? По чьей земле ходите? Вы неблагодарные, вас советская власть учит…" Сей панегирик советской безбожной власти посвящал архимандрит и ректор Киевской духовной семинарии в конце 60-х годов прошлого века Филарет – тот самый Миша Денисенко, рожденный в 1929 году в селе Благодатное Донецкой области, в семье шахтёра. Сейчас он с той же "святой" убежденностью утверждает, что "Россия извечный враг Украины".
Что же служит основой, фундаментом для этих и десятков других русофобских высказываний бывшего епископа Русской православной церкви? Одно: великое, всепоглощающее, гнетущее и корежащее психику желание власти.
Церковная власть необыкновенно сильна и духовно, но не практически, независима от мирской. Она психологически разительно отличается от всех других ветвей власти, ведь её представители считают себя посланцами Бога, вершителями судеб людей, целых народов…
Фото: скриншот YouTube
Почти каждый, надевший на себя монашеское или другое церковное одеяние, убежден, что его уста вещают только истину, что его деяния угодны Богу, что он вне любого мирского суда. И чем выше сан – тем мощнее и непоколебимее убеждения в своей правоте, своей святости.
Для народа, паствы с одной поправкой: если эти убеждения искренние и направлены на служение церкви и Богу, а значит верующим, просто людям. Можно вспомнить борца за свои убеждения патриарха Тихона, подвиг митрополита Филиппа Второго, восставшего против кровавых безумств опричнины в 1568 году и затем убитого Малютой Скуратовым. Всех борцов за правду в церковном одеянии на протяжении существования православия – никем не сосчитанная рать. И первым я ставлю инока Троице-Сергиевого монастыря Пересвета, своей смертью предвосхитившего победу православных дружин Дмитрия Донского. Это просто иллюстрация к действительно святой жизни, хотя и очень короткой.
Нынешний Филарет прошёл громадный путь к вершинам церковной власти. Михаил Денисенко одолел все ступени иерархической лестницы, начиная от принятия монашества в 1950 году, когда он и приобрел нынешнее имя. Он последовательно становился иеромонахом, кандидатом богословия, игуменом, архимандритом, ректором Киевской духовной семинарии (1958 год), управляющим делами Украинского экзархата, викарием Ленинградской епархии, всё перечислять – не хватит времени. Главное – добрался Филарет к 1990 году до избрания его митрополитом Киевским на заседании Священного синода Русской православной церкви.
Казалось, чего же боле?
Церковная карьера подошла к пику почти святой жизни. Так ли это? Все, кто общался с Филаретом в повседневной жизни, работе в церкви, отмечали его жестокость, склонность к тирании, сочетаемые с фарисейством, лживостью, упорным влезанием в доверие к видным политикам, двурушничеством. Замечена была и злобная мстительность, когда он выгнал протоиерея Павла Адельгейма из семинарии и произнес свою, ту самую, речь в защиту советской власти, отрывок из которой я привел в начале статьи.
Фото: Wikipedia
Были и более поганые обвинения. После расследования истории ГКЧП в 1991 году были опубликованы материалы, в коих было сообщено всему миру, что Филарет являлся осведомителем КГБ СССР под кличкой Антонов. И, что поразительно, Филарет признался в этом публично. Звучали упорные разговоры о том, что Киевский митрополит нарушал монашеские обеты, просто воровал, рассыпаясь при этом в верности коммунистическому режиму.
До 1990 года Денисенко не проявлял себя явным русофобом. Можно было бы послать все нападки к чёрту, поди докажи их, вдруг это всё клевета? Лакмусовой бумажкой оказался Архиерейский собор в Даниловском монастыре 6 июня 1990 года. Веря в поддержку КГБ, Филарет решил, что сможет добиться высшей церковной власти – стать Патриархом Московским, будучи избранным на этом Архиерейском соборе. Пути к власти, к сожалению, схожи и у церковников, и у мирян. Необходимо скользить, извиваться, цепляться… Не зацепился – упал.
Проиграв выборы Алексию, посрамленный Филарет рванул в Киев. И сразу начал искать пути сращивания с властью, той властью, что стала шаг за шагом отгораживаться от России. Своим шакальим чутьем властолюбец Михаил Денисенко унюхал, что в новой Украине надо забыть о единстве православной церкви и надо прислоняться к тем, что встал на пути раскола как народов, так и их общей веры. Филарет стал сближаться с украинскими радикалами. Церковнослужитель, тот, который утверждал на встрече с духовенством Тернопольской епархии в мае 1990 года, что "раскольники действуют по прямой указке националистических организаций, обосновавшихся за границей", теперь встал на прямой путь раскола православной церкви. Его указками стали гниющая совесть, советы и поддержка новых сообщников, в том числе из-за рубежа, особенно за океаном, и все та же неутолимая жажда власти. Сначала Архиерейский собор УПЦ под угрозами и беспрецедентным давлением Филарета и представителей власти в ноябре 1991 года принял решение о своей независимости (автокефалии), но уже через год на новом Архиерейском соборе РПЦ в Москве почти все украинские архиереи отозвали свои подписи под решением об автокефалии. Они признались, что их силой и угрозами заставили на Украине поддержать Филарета.
Фото: politrussia.com
Снова абсолютная, уже украинская церковная власть, ускользнула от скрюченных жадностью рук Филарета. Это событие было подкреплено обвинениями в аморальном образе жизни церковного стриптизёра, который, попросту испугавшись до дрожи, дал архипасторское слово подать в отставку. Подал? Ушёл в отставку? Черта с два! Заручившись поддержкой радикалов – депутатов Рады, он начисто отверг все обвинения и заявил, что будет возглавлять Украинскую православную церковь "до конца дней своих".
Понятно, что "возглавлять" значит – властвовать, значит – и защищать. Своих, православных! Но ни разу на всем протяжении церковной деятельности на территории Незалежной раскольник не встал на защиту церквей, которые были разгромлены, сожжены и ограблены подонками-радикалами, врагами православия.
Да и не смог бы он уже переломить всё состояние своей душевной мстительности, которое овладело им, когда он на череде Архиерейских соборов с 1992-го по 1997 год был извергнут из сущего сана, лишён всех степеней священства и даже вообще отлучён от церкви и предан анафеме. Это произошло в том самом, знаковом для Денисенко Свято-Даниловом монастыре 21 февраля 1997 года. Главное обвинение – раскольническая деятельность. Не только в России, но и в Болгарской православной церкви. И там мерзко "скользнул" Филарет.
Анафема – самое тяжкое наказание от церкви. Бывший священник стал как бы представителем темных сил, посланником от ада. И вся последующая деятельность сына донецкого шахтёра Миши Денисенко стала олицетворением этих тёмных сил, хотя официально он оставался священнослужителем – Патриархом Киевским и всея Руси-Украины (вот это да! – автор) после интронизации 22 октября 1995 года на Кафедральном соборе, но уже в Киеве.
Фото: скриншот YouTube
Престарелый патриарх, намертво вцепившись в шест власти, подпираемый сзади дружескими руками радикалов, охраняемый автоматами боевиков националистических батальонов "Азов" и им подобных, одобрял обстрелы мирного населения Донецкой и Луганской областей, призывал к Евромайдану. Прорывало его и на "добрые", примиренческие дела. Так, в 2013 году он уговаривал поляков простить бандеровцев за резню на Волыни в годы Второй мировой… Как говорится – не срослось.
Сытно позавтракав в 2015 году в США с бывшим президентом США Бараком Обамой, он во время скоромного пиршества наградил подонка-русофоба, сенатора Джона Маккейна орденом Святого Владимира. Эта награда как бы подытожила весь путь Филарета, приведшего его окончательно в ряды врагов России, изгоев православия. И отсюда ему уже не выбраться. Теперь уж никак не стать ему святым, даже после близкой кончины. Да и власть его сильно ущемлена и целиком зависит от фашиствующих депутатов Рады и действий сумбурной, почти дикой, власти Украины.
Что же касается самого раскола в РЦП, то его и не произошло. Не стал Филарет вторым Никоном, не вошел в строй "великих раскольников". Многие религиозные философы, политики считают любой раскол следствием работы мысли, поисков истины, необходимости реформ. Да, это зачастую так, но любой раскол – это вражда, изломанные человеческие судьбы, нередко – распад государства, мученическая смерть, подобно той, что произошла при сожжении лидера старообрядцев Аввакума Петрова в XVII веке.
Далеко филаретовским действиям до гигантской трагедии России той поры, слишком мелкий по душевным порывам этот человечек, но смерть, мученическая смерть православных и атеистов, адептов других религий, жителей Донбасса, Луганска, Одессы – на остатках совести Филарета. Если она вообще у него есть. А православие, как великая божественная вера, осталось незыблемым. Как и государство Россия. Та самая Россия, что является, по мнению Филарета, извечным врагом Украины.