в удобном формате
Загадка недели — отставка Нурсултана Назарбаева с поста президента Казахстана. Надежда недели — проигрыш Порошенко на предстоящих в следующее воскресенье выборах. Почему мы уважаем одного и презираем второго?
Назарбаев — мудрый. За тридцать лет руководства страной сделал ее реальным экономическим и политическим игроком на евразийском пространстве. В том числе за счет твердой позиции по интеграции с Россией.
Порошенко же всего за пять лет развалил экономику своей страны именно потому, что разорвал все связи с нами. Крым, Донбасс — это, конечно, для Украины большая проблема, но не настолько, чтобы убить собственное будущее.
Назарбаев понимает: на этой территории будущее только с Россией. Для любой бывшей республики СССР — это геополитический закон. Порошенко пошел против законов геополитики и теперь будет наказан.
Но по порядку. Отставка Назарбаева стала неожиданностью. Очередные выборы президента в Казахстане только через год. Официально заявлялось, что досрочное голосование не планируется. Проблемы со здоровьем, как говорят эксперты? Откуда они могут получить такую информацию? Не будем гадать.
Главное другое — переход президентской власти произошел за 24 часа, обеспечив стабильность дальнейшего курса и сняв любую внутреннюю напряженность. Преемник Назарбаева на посту президента Касым-Жомарт Токаев тут же переименовал столицу Астану в Нур-Султан, подтвердив статус Назарбаева как Елбасы — Отца нации. Этот статус, принятый специальным изменением Конституции в 2010 году, позволил Назарбаеву оставить за собой силовой и политический контроль — и как главе партии власти "Нур Отан", и как руководителю Совета безопасности. Причина, как я думаю, синхронный с Россией проект экономического рывка. Он был озвучен 5 октября прошлого года во время послания главы Казахстана. На социально-экономические нужды в этом году планируется направить 1 триллион 200 миллиардов тенге сверх обычных государственных доходов. На наши деньги это порядка 202 миллионов рублей. Намного меньше, чем в России направлено на стратегию прорыва в рамках майского указа, но и народу в Казахстане всего 18 миллионов четыреста тысяч. То есть, как и у нас, речь идет о серьезных вливаниях, под которые Назарбаев даже отправил в отставку 21 февраля все правительство, обвинив его в срыве развития экономики. Ну, или проще говоря, чтоб не разворовали — у десятого правительства республики была плохая репутация.
Итак, сделаем вывод на данный момент: смена власти в Казахстане произведена четко, никаких изменений или потрясений не предвидится. Стабильность — показатель класса. Все ровно наоборот у Порошенко. В следующее воскресенье он может сохранить свою власть только путем неприкрытого обмана — нарисовав себе победные цифры. Согласно исследованиям "Гэллап", только 12 процентов украинцев считают, что выборы будут свободными и честными. Руководству страны доверяет только 9 процентов населения — это самый низкий показатель в мире.
Поэтому, когда мы видим социологические исследования о рейтингах кандидатов, есть большие сомнения в их подлинности. Так, по последнему опросу центра "Социс", у Зеленского сейчас почти 21 процент. Это еще можно объяснить протестным голосованием. Но откуда у Порошенко 13 процентов поддержки? И даже при выходе во второй тур Зеленский бьет любого соперника — в том числе и Юлию Тимошенко, у которой 11 процентов. Но это если в честную. А честной игры не ожидается.
Порошенко может с легкостью нарисовать себе от 8 до 10 процентов поддержки за счет украинцев за границей — потому что голосование будет проходить в консульствах, а там сидят люди его министра иностранных дел Климкина, который с потрохами зависит от Порошенко. И еще один резерв — армия. Там хоть и недовольны недавним скандалом с воровством в Министерстве обороны, но понимают, что Порошенко — это гарантия от расследования того, что армия творит в Донбассе.
А вот кто может сорвать планы Порошенко, это националисты, то есть та самая сила, на которую Порошенко все это время опирался. Но в последнее время националисты, разозленные историей с Минобороны, отвернулись от Порошенко. А без их поддержки он может не только проиграть, но даже в случае выигрыша получить новый госпереворот.
Зеленский тем временем пошел ва-банк, переманивая голоса юго-востока Украины. Он заявил о том, что не поддерживает порошенковский закон о фактическом запрете русского языка. А также предложил не просто тупо идти в НАТО и ЕС, а сначала провести референдум. Если бы не статус кандидата в президенты, Зеленский уже сейчас сидел бы на допросах в СБУ как предатель родины. Там с этим строго: украинская демократия не терпит отклонений от единой политической линии. Вот стоило только украинскому политику Виктору Медведчуку вместе с кандидатом в президенты Юрием Бойко приехать на этой неделе в Москву и встретиться с главой "Газпрома" Миллером по вопросу прямых поставок газа, контракт на которые заканчивается в этом году, как СБУ тут же заявили: дадим правовую оценку. Чему? Бойко и Медведчук говорят: контракт закончится. Украине придется покупать российский газ через Европу, что на сто долларов за тысячу кубометров дороже. То есть снова полезут вверх тарифы. Нужно восстановить торгово-экономические отношения Украины и России. Конечно, для Киева это – повод обвинить и Медведчука и Бойко в госизмене. Когда людей обкрадывают — это не госизмена. Когда им хотят хоть немного облегчить жизнь — это предательство.
Что лично меня больше всего поражает — молчание Запада. Ни слова в поддержку кандидата Порошенко. Понятно, почему молчит Трамп: помнит, как украинские власти в 2016-м продали душу Хиллари Клинтон и всячески обливали его помоями. Но почему слилась элита Евросоюза? Помнит, как Виктория Нуланд нагнула их, заставив поддержать не Яценюка, а Порошенко? Ну, пожалейте Петю — у него уже язык разбух пролизывать входное отверстие в Евросоюз! Цинично, конечно, использовать целую страну ради каких-то геополитических игр, а потом просто бросить, когда не получилось. Когда Россия показала, что не будет терпеть натовской военной базы в Крыму. И кормить киевских олигархов из соски газопровода. Потому что двадцать лет назад мы получили хороший урок: не верь, не бойся и не проси у Запада. В тот момент, когда первые бомбы натовской авиации упали на Белград.