Человек из прошлого: кто слушает политические перлы Киссинджера
в удобном формате
Все наши аналитики обсуждают огромное интервью бывшего госсекретаря Генри Киссинджера журналу The Economist. С трепетом прислушиваются к его мнению. Что делать с Китаем? Что будет с Россией? Как поступить с Украиной? Но почему с трепетом?
27 мая США празднует столетие Генри Киссинджера. Я помню, как у нас ходили слухи, что во времена оные, еще в десятые годы этого столетия Киссинджер приезжал в Москву, чтобы встретиться с нашим президентом, обговорить с ним важные вопросы.
Но это было давно. И потому многих обеспокоило то, что Киссинджер, который говорил, мол, не надо принимать Украину в НАТО, недавно в большом интервью британскому журналу The Economist вдруг поменял свое мнение и заявил, что Украину надо принять в НАТО, потому что страна теперь сильно вооружена, начальство у нее не очень умное. Так что, по идее, надо бы влить Украину в общую систему, поставить на место, включить в общие ряды.
Россия же, по мнению Киссинджера, должна отказаться от побед 2014-го года или она превратится в центральноазиатскую страну и начнет бороться с гражданскими войнами.
Киссинджер опытный? Конечно, но... Опыт для политика – это важная штука. Однако на каком моменте этот опыт начинается, а где он заканчивается?
То есть, где все пережитое превращается просто, извините, в старческое слабоумие? Психологи говорят, что в 60-70 лет у людей начинается очередной возрастной кризис. И что происходит?
В нервных тканях происходит атрофия клеток и целых структур. В первую очередь – центральной нервной системы. К 90-м годам у человека количество периферийных нервных волокон уменьшается на 20%. При этом больше всего страдают клетки коры головного мозга. Это ведет к снижению умственных способностей пожилых людей. Увеличивается накопление прионоподобных белковых скоплений, приводящих у человека к деменции, а также болезням Альцгеймера и Паркинсона.
Я, безусловно говорю со всем уважением к пожилым людям. Однако если бы мы считали, что с возрастом опыт только накапливается, и совершенно не теряется, то и черпали бы свои мысли только из суждений столетних мужчин и женщин.
Но мы их оттуда не черпаем. Мы их уважаем, но и только. В мире более 600 тысяч столетних граждан. Но только один из них как бы дает нам политические перлы, к которым все прислушиваются – бывший госсекретарь США Генри Киссинджер.
Хотя в тех же США есть еще семь вполне себе живых бывших госсекретарей, но и они как бы в стороне. Мало того, если посмотреть на всех мировых политических лидеров, вышедших на пенсию, то тут я даже считать не буду. Десятки тысяч – возьмем так. Они что, все поголовно менее умные чем Киссинджер?
Думаю, нет. Мы, вот, сомневаемся в здравом уме Байдена, которому 81 год, просто потому что он постоянно здоровается с отсутствующими людьми. И сами американцы говорят, надо бы проверить его способность воспринимать происходящее.
Просто Киссинджер оказался снова как бы на коне. Просто в 1972 году он сумел оторвать Китай от СССР. И сейчас ровно та же история, когда Россия и Китай снова противостоят Западному миру. Поэтому про старика Киссинджера, который раньше не воспринимался на серьезном американском уровне, наконец вспомнили.
Киссинджер по сути считает, что США являются главной страной, что все остальные страны готовы потребовать ограниченного, но не всемирного влияния. И что их просто надо привести в нужное местечко и положить на правильную полочку. Он прямо говорит про то, как в семидесятые пытался применить это к Китаю.
"Мы пытались ввести Китай в определенные системы и, основываясь на нашем опыте, определить, каким будет Китай, соблюдающий систему", - говорил Киссинджер.
Однако, судя по прочтению всего интервью, понятно, что сейчас он не может дать реальный вариант исправления ситуации с Китаем. Он вообще живет в мире американских СМИ. Он называет Зеленского мудрым политиком. Он вообще далек от реальности.
Журналисты The Economist выудили у него целую кучу воспоминаний семидесятых, немного восьмидесятых. Но как ни странно, человек, игравший тогда такую роль, политически там же и остался.
Любой историк, прежде чем начинать разбор конфликта современной Украины и России, наверное, изучил бы историю этого региона. И узнал бы, что украинский вопрос у нас возникает время от времени.
В XVII веке, в XVIII веке. Потом большое время, когда молодые украинцы, чтобы стать богатыми и знатными ездили в столицу Российской Империи. Потом опять движение сепаратистов – после революции, потом – с приходом Гитлера.
Но Москва всегда побеждала. Всегда. То же самое произойдет и сейчас, независимо от мнения США, ракет и танков НАТО, суждений Киссинджера и так далее. Есть опыт политика, а есть опыт истории. И в ней Россия триста лет была одной из основных сил Европы и Азии.
Почему? Дело не в царях, полководцах или генеральных секретарях. Это законы географии, геополитики, общего развития мира, которые не могут опровергнуть американские мыслители. Россия всегда будет великой, пока толпы варваров не опрокинут весь мир в новое средневековье.