Ещё в горбачёвщину белорусские змагары — соревнователи, то есть борцы за отделение белорусов от остальных русских, а если повезёт, то и превращение их в антирусских — выступали под бело-красно-белым — сокращённо БКБ — флагом (его ехидно прозвали "сало с прослойкой") и гербом Погоня — всадник с поднятым мечом.
То и другое бытовало в Великом княжестве Литовском, а потом и в едином польско-литовском государстве — Жечи Посполитэй (то есть Деле Общем — дословный перевод латинского Res Publica). Туда несколько веков входила немалая часть русских земель: около трети нынешней Украины, вся нынешняя Белоруссия. Вот и считают змагары: раз часть Литвы пользовалась этими флагом и гербом — значит, белорусы имеют на них право. И после беловежского сговора их объявили государственными символами.
Но сам народ Белой Руси не согласился. Потому что под БКБ и Погоней маршировали приветствовавшие Гитлера коллаборанты. А партизаны умирали под флагом и гербом Белорусской Советской Социалистической Республики. За них вскоре после победы Александра Григорьевича Лукашенко в 1994 году — на первых выборах президента республики — проголосовала на референдуме львиная доля избирателей. Правда, немодные в те годы серп, молот и звезду убрали в надежде, что такой поправкой умиротворят змагаров.