«Французский вестник» Уэса Андерсона: количество звезд зашкаливает
в удобном формате
18 ноября в российский прокат выходит комедийно-драматический фильм от Уэса Андерсона «Французский вестник. Приложение к газете "Либерти. Канзас ивнинг сан"» с Тильдой Суинтон, Биллом Мюрреем, Френсис Макдермонд, Эдрианом Броуди, Тимати Шаламе, Бенисио дель Торо и еще целой плеядой звезд в ролях.
Слово автора (стр.3-5)
«Французский вестник» американского режиссера Уэса Андерсона, номинанта на главную мировую кинонаграду «Оскар» за «Отель «Гранд Будапешт» - кино яркое, эксцентричное и необычное. И явно очень долгожданное. На крупнейшем российском киносайте его рейтинг ожидания составляет 7,8 из десяти. Общий же рейтинг фильма в мире может похвастаться внушительными 7,5 баллами опять же из десяти возможных.
Актуальные события (стр.7-15)
«Французский вестник» - это визуализация последнего выпущенного в печать номера одноименного издания. Но увы, демонстрируемое с экрана действо больше напоминает черновую верстку, чем подписанные в печать гранки.
Истории, рассказанные Уэсом Андерсоном, сами по себе неожиданные и интересные, но малосочетаемые как между собой, так и с основной канвой действа, а именно - жизнью одной небольшой провинциальной редакции. Изначально планировалось сделать «Французский вестник» мюзиклом, но оказалось, что публицистическую журналистику не так-то просто перепеть.
В результате «Французский вестник» - это альманах из нескольких зарисовок из жизни журналистов и героев их опусов. Очень динамично, невероятно красочно и атмосферно. При этом абсолютно абсурдно, иногда забавно и чаще всего нелогично.
«Французский вестник» (полностью написать название этого фильма больше одного раза просто практически невозможно) - кино яркое и индивидуальное, но при этом довольно хаотичное и сырое. Порой создается ощущение, что Уэс Андерсон демонстрирует не уже законченный продукт, а сырой набросок, «рыбу», если использовать журналистский сленг.
Светская хроника (стр.17-36)
Уэс Андерсон один из немногих режиссеров, сниматься у которого звезды первой величины готовы даже в мизерных эпизодах и за весьма скромные гонорары. Собственно, Андерсон этому желанию нисколько не препятствует, а, наоборот, активно поддерживает. Как результат, количество мировых кинознаменитостей на один экранный метр «Французского вестника» просто зашкаливает.
Хорошо ли это? Банальная фраза про излишество, которое вредно, актуальна как никогда. Многих просто не успеваешь даже заметить, не говоря уже о том, чтобы отметить и оценить. Эпизод Сирши Ронан, например, занимает в общей сложности минуты полторы, а появление на экране героев Эдварда Нортона и Уиллема Дефо - и того меньше.
Что, в общем, очень жаль. Имена на афишах Андерсона всегда весьма достойные, и на работу каждого из них даже по отдельности можно смотреть очень долго.
При этом 52-летний Уэс Андерсон очень последователен в своей любви к тому или иному актеру, и, видимо, это взаимно. Иначе как можно объяснить тот факт, что звезды экрана следуют за Андерсоном, как евреи за Моисеем, из фильма в фильм. Например, «Французский вестник» - это уже девятая совместная работаю Уэса Андерсона с Биллом Мюрреем, его восьмое сотрудничество с Оуэном Уилсоном и седьмая съёмка с Джейсоном Шварцманом.
В актерском составе «Французского вестника» семь обладателей премии «Оскар»: Фрэнсис Макдорманд, Тильда Суинтон, Бенисио Дель Торо, Кристоф Вальц, Эдриен Броуди, Анжелика Хьюстон (правда, у Андерсона в кадре актриса не появляется, выступая исключительно в роли рассказчика) и Фишер Стивенс. Плюс девять номинантов на «Оскар»: Тимоти Шаламе, Сирша Ронан, Билл Мюррей, Уиллем Дефо, Эдвард Нортон, Гриффин Данн, Боб Балабан, Оуэн Уилсон и Бруно Дельбоннель.
В общей сложности актерский состав «Французского вестника» получил уже 11 главных американских кинонаград, а команда - восемь. Фрэнсис Макдорманд выиграл четыре, Кристоф Вальц - два, а Фишер Стивенс, Анжелика Хьюстон, Бенисио Дель Торо, Тильда Суинтон и Эдриен Броуди заработали по одному «золотому дядюшке». Художник по костюмам Милена Канонеро выиграла четыре, композитор Александр Деспла заработал две, а художник-постановщик Адам Штокхаузен и дизайнер по прическе и макияжу Фрэнсис Хэннон получили по одной награде. К слову, вся эта «озолоченная» команда заработала свои статуэтки опять же благодаря легкой руке и креативному разуму Уэса Андерсона, точнее его предыдущего шедевра 2015 года про «Отель «Гранд Будапешт». При этом сам прославляемый как кинокритиками, так и зрителями режиссер себе не заработал ни одного «Оскара». Это вот сейчас к вопросу об объективности и справедливости главной американской кинопремии.
Страницы истории (стр.37-42)
Фильм Андерсона еще до выхода в широкий прокат критики окрестили признанием в любви от режиссера к журналистике в целом и отдельным журналистам в частности.
Собственно, эта любовь чувствуется в каждом кадре. И, наверно, именно эта огромная любовь стала причиной скомканности и переизбытка действа во «Французском вестнике». Слишком много и слишком эмоционально хотел сказать миру Андерсон и слишком мало хронометража и выразительных средств оказалось доступно киноискусству.
Как бы то ни было, источником вдохновения при создании фильма для Андерсона послужил журнал «The New Yorker», страстным поклонником которого он являлся ещё со школьных времён. А поэтому у большинства персонажей фильма есть прототипы, а истории основаны на реально опубликованных журнальных материалах.
К примеру, образ главного редактора «Французского вестника» Артура Ховитцера-младшего, которого сыграл, кстати, Билл Мюррей, списан Андерсоном с основателя «The New Yorker» Гарольда Росса. Кстати, в общей сложности съемки во «Французском вестнике» заняли у Билла Мюррея всего два дня. Это еще раз к тому, что роли практически всех знаменитостей тут очень коротки.
Зато все до одного задействованные Андерсоном в «Вестнике» актеры вспоминают съёмки с восторгом, замечая, что у Андерсона всегда царит смех и импровизация.
Вести из-за рубежа (стр. 44-50)
Премьера «Французского вестника» должна была состояться на Каннском кинофестивале 12 мая 2020 года, а выход в широкий прокат был запланирован на 24 июля 2020 года, однако из-за пандемии COVID-19 фестиваль был отменён, а выход фильма в прокат отложен на год.
В результате мировая премьера «Французского вестника» состоялась 12 июля уже этого 2021 года, но зато на 74-м Каннском кинофестивале, как и планировалось. После того как на экране появились титры, зрители в зале, как отмечает присутствовавшая на премьере пресса, встали и еще девять минут аплодировали стоя. Правда, тут будет справедливо отметить, что аплодировали зрители скорее импровизациям, которые все это время демонстрировали им со сцены режиссер и ведущие актеры «Вестника».
Разное (стр. 52-54)
Кстати, снявшиеся у Андерсона во «Французском вестнике» Бенисио Дель Торо, Джеффри Райт, Кристоф Вальц, Матье Амальрик и Леа Сейду всей дружной командой участвовали в съемках как минимум одного фильма о похождениях бесстрашного агента 007 с лицензией на убийство Джеймса Бонда. А, например, Джейсон Шварцман (практически экранный альтер эго Уэса Андерсона) — сын Джека Шварцмана, продюсера серии о Бонде «Никогда не говори никогда» 1983 года с Пирсом Броснаном.
Но эта история скорее из разряда интересных фактов. Или как во «Французском вестнике» Андерсона, публикации на последних страницах для заскучавших читателей.
Эпилог
Уэс Андерсон это в первую очередь очень необычный и яркий режиссер, который снимает такие же настроенческие и непохожие ни на что другое фильмы. Его любят и критики, и зрители, практически как героиню Надю из «Иронии судьбы», обожаемую и учениками, и их родителями. А поэтому - неудивительно, что пока акулы пера соревнуются в остроте своего критического слога, «Французский вестник» уже сумел окупить весь свой 25-миллионный бюджет, собрав по миру почти 23 миллиона долларов и добавив к ним еще 11 с половиной, заработанных в США. То есть это практически единственный фильм из выпущенных кинокомпанией «Дисней» в этом году, который уже точно отработал все вложенные в него средства.