Что не так с провалившейся в прокате «Последней дуэлью» Ридли Скотта
в удобном формате
18 ноября в российский прокат выходит перенесенная из-за всероссийского локдауна драма Ридли Скотта с Мэттом Деймоном, Адамом Драйвером, Джоди Комер и Беном Аффлеком «Последняя дуэль».
«Последняя дуэль» Ридли Скотта - довольно подробная экранизация одноименного, основанного на реальных событиях романа Эрика Ягера «Последняя дуэль: история испытаний в битве в средневековой Франции» о конфликте двух бывших друзей, рыцаря Жана де Карружа (Мэтт Деймон) и Жака Ле Гри (Адам Драйвер), завершившемся масштабным поединком «не на жизнь, а на смерть» на центральной площади перед лицом короля и его ближайших приближенных.
Кстати, дуэль реальных де Карружа и Ле Гри действительно стала последней. В смысле последней судебной дуэлью, одобренной Парламентом Франции, когда правоту истца или ответчика решала победа в бою.
Если коротко пересказывать содержание «Последней дуэли», то получится история о боевых приятелях, дружба которых распалась после того, как один из них стал фаворитом нового сюзерена, а второй - нет. Неприятие между бывшими друзьями переросло в откровенный конфликт, когда супруга одного из них - Маргарита де Карруж обвинила другого - Жака Ле Гри - в изнасиловании. Событие, кстати, совершенно реальное и исторически точное.
Правда, как было на самом деле и действительно ли Маргарита подверглась насилию, никто достоверно до сих пор не знает. Хотя многие современники и последующие поколения, среди которых были даже такие выдающиеся деятели Просвещения, как Дидро и Вольтер, Ле Гри поддерживали, считая, что Маргарита оклеветала его по наущению своего обиженного и мстительного супруга.
«Последняя дуэль» - это первый фильм, который Мэтт Дэймон и Бен Аффлек написали вместе с 1997 года, со времен триумфального выхода на экраны их «Умницы Уилла Хантинга». Картина разделена на три главы, каждая из которых представляет собой точку зрения одного из непосредственных участников конфликта: де Карружа, Ле Гри и Маргариты де Карруж.
Если первые две «мужские» части Деймон и Аффлек написали сами, то для создания третьей, финальной главы, снятой с точки зрения Маргариты, пригласили женщину - Николь Холофсенер. По словам Мэтта Деймона, это было сделано ради некоторой феминизации всего фильма. Проще говоря, они с Аффлеком не способны полностью проникнуть в женскую голову и понять, что могла чувствовать и переживать женщина в те времена, когда ее чувства и эмоции никого особо не интересовали, а сама дама, даже в глазах любящего супруга, мало чем отличалась от домашней утвари.
Пресловутую и ныне невероятно актуальную «герлс пауэр», скрывающуюся под звучным названием «феминизм рулит!», умудрились поместить даже в рыцарские реалии. Что, собственно, не лишено смысла. Ведь кино без однополых связей, расовых проблем и феминисток явно не заинтересовало бы американских киноакадемиков. А так как секс-меньшинств и темнокожих братьев наших впихнуть в рыцарские времена - задача довольно абсурдная и под силу только креативному разуму авторов сериала про «Бриджертонов», то в «Последней дуэли» за всех пришлось отдуваться феминисткам.
Оскароносные Мэтт Деймон и Бен Аффлек возлагали огромные надежды на «Последнюю дуэль». Точнее - на большие прибыли и крупные награды, которые они могут благодаря ей отхватить. Деймон, например, искренне рассчитывает пополнить свою оскароносную коллекцию благодаря этому рыцарскому эпосу с бюджетом в 100 млн долларов. Тем обиднее оказались для актеров/сценаристов реальные прокатные цифры, демонстрируемые фильмом. За целый месяц проката фильм смог собрать всего 9 млн долларов. При этом половину из этой суммы - 4,8 млн в США, а еще 4,2 млн добавили зрители из других стран, где "Последняя дуэль" уже вышла в прокат.
Настолько низкие показатели издание Variety в своем исследовательском материале объяснило тем, что среднюю аудиторию фильма составили зрители старше 35 лет. А именно эта категория, по данным американских исследователей, до сих пор опасается возвращаться в кинотеатры из-за пандемии коронавируса.
Как бы то ни было, но ближайшим конкурентам «Последней дуэли» никакие эпидемии и локдауны не помешали продемонстрировать более внушительные результаты.
Например, очередная часть ужасной саги про Майка Майерса «Хэллоуин убивает» только за первые прокатные выходные собрала в пять раз больше - 50,3 миллиона долларов.
А очередная часть шпионской истории про агента 007 «Не время умирать» за свои вторые выходные в прокате разжилась 24,3 миллионами долларов. И это несмотря на нерадужные рецензии зрителей и критиков.
Честно говоря, прокатные цифры «Последней дуэли» вполне заслужены. Чтобы собрать многомиллионную кассу, фильм должен хоть чем-то заманить и удивить. «Последняя же дуэль» - это качественный, эффектный, но совершенно стандартный и при этом абсолютно «нишевый» фильм. Этакое кино для себя, на интересную себе же тему от уже давно почивающего на собственных лаврах 83-летнего Ридли Скотта. Как, скажем, «Ирландец» Мартина Скорсезе.
Форма «Последней дуэли» заимствована у «Расемона» Акиры Куросавы, оскароносной драмы аж 1950 года, открывшей миру японский кинематограф и новую форму киноповествования. И несмотря на то, что технические возможности кинематографа за прошедший с момента выхода «Расемона» 71 год шагнули далеко вперед, переплюнуть японского киногения с его многоразовым рассказом про изнасилование и убийство в лесу Ридли Скотту не удалось. Откровений и совершенно новых трактовок у разных рассказчиков Скотта не получилось, а поэтому за три часа в кинозале зрители вынуждены трижды прослушать одну и ту же историю, рассказанную практически одними и теми же словами.
Если говорить про действие на экране, то его практически и нет. Дуэль между героями, конечно, получилась зрелищной. Тем более что ее исход практически непредсказуем, если не в курсе первоисточника Эрика Ягера. Но дуэль эта длится от силы минут 10. А хронометраж всего фильма - 153 минуты.
Так что все остальные 140 минут зрителя ожидают долгие разговоры и мрачные пейзажи.
Актерские работы в «Последней дуэли» очень неплохи.
Но когда приглашаешь на сьемки два уже давно сработанных дуэта, то это и предполагаешь. У Мэтта Деймона и Бена Аффлека стаж сыгрывания больше тридцати лет, а Джоди Комер/Маргарит де Карруж и Харриет Уолтер/мать Жака де Карружа только-только завершили продолжительную работу над своим эксцентричным кагэбэшным дуэтом в сериале «Убивая Еву».
Но в любом случае, увы, даже самые распрекрасные актерские работы редко собирают кассу. Награды - возможно, но не деньги. Так что если перспектив в плане наград фильм еще никто не лишил, то финансы он явно потерял.
Кстати, если верить в этом плане главному американскому сплетнику Энти, подобный расклад полностью вывел из себя обычно сдержанного и собранного Деймона. Актер по этому поводу уже даже собирает адвокатов, чтобы судиться с киностудией, обвиняя ее боссов в упущенной выгоде из-за их скверного планирования.
Ну а что, может Мэтт Деймон и прав. Скарлетт Йоханссон же удалось выиграть суд с "Диснеем" по своей «Черной вдове», так чем же Мэтт хуже?
Первоначально сценаристы проекта, Мэтт Деймон и Бен Аффлек, должны были сыграть в «Последней дуэли» две главные роли дуэлянтов: де Карружа и Ле Гри. Но съёмки «дуэли» из-за коронавируса пришлось перенести. А в новый съемочный график Аффлек уже не попадал, на это же время у него были расписаны другие съёмки в «Глубокой воде» Эдриана Лайна. Ридли Скотт, кстати, на время вынужденной коронавирусной паузы в производстве «Последней дуэли» также время не терял, а активно снимал свой следующий (по дате выхода в прокат) фильм «Дом Гуччи» с Леди Гагой и Адамом Драйвером в главных ролях. Именно с той съемочной площадки на съемки «Последней дуэли» и попал Адам Драйвер, заняв в титрах и сюжете полагавшееся Аффлеку место. Бен же Аффлек остался довольствоваться пусть довольно яркой, но все же ролью второго плана - сюзерена главных героев графа Пьера д’Аленсо.
Кстати, мало кто знает, но у Мэтта Деймона совершенно не растут на лице волосы. А так как его герой Жак де Карруж весь фильм демонстрирует с экрана шикарную окладистую бороду, то каждое утро актера начиналось в кресле гримера. Отделу макияжа пришлось опробовать больше 20 различных вариаций бород, чтобы выбрать наиболее реалистичную и подходящую Мэтту. Правда, потом у актера оказалась аллергия на специальный клей для лица, а значит после каждого дубля Мэтта Деймона приходилось в срочном порядке разгримировывать и обкладывать его оскароносное лицо пакетами со льдом.
Это на случай, если кто-то все еще считает, что искусство не требует от его творцов жертв.
«Последняя дуэль» 83-летнего Ридли Скотта даже близко не похожа на собравшего все возможные награды «Гладиатора» с Расселом Кроу, несмотря на кажущуюся в плане исторической подоплеки схожесть. Тем более «Последняя дуэль» не имеет ничего общего ни с «Чужим», ни с «Бегущим по лезвию». Это не «Солдат Джейн» и уж тем более не «Марсианин» (несмотря на наличие в авторах сценария и ролях Мэтта Деймона). «Последняя дуэль» не похожа ни на одно из культовых творений режиссера, хотя совсем оригинальной ее язык также не повернется назвать.
Последний вышедший на сегодняшний день в прокат фильм Ридли Скотта удивительно похож на его самое первое полнометражное творение - The Duellists (1977) - «Дуэлянты» с Харви Кейтелем и Китом Кэррадайном в главных ролях. Там два наполеоновских офицера решают свои разногласия с помощью дуэли. Поединок этот, волею судеб, растянулся на целых 15 лет. Да, синопсис «Дуэлянтов» незамысловат. Как, впрочем, и у «Последней дуэли».
Но сюжет и там, и там - не самое главное. Для режиссера куда важнее общая атмосфера происходящего: мундиры, оружие, батальные сцены и многочисленная дуэльная атрибутика. Ридли Скотт, очевидно, влюблен во все это сам и пытается влюбить в эту дуэльную эпоху и своих зрителей.
«Дуэлянты» получились, может, и не новаторски откровенным, зато последовательным и добротным кино. Что в полной мере подтвердила награда Каннского кинофестиваля и, как следствие, новые режиссерские контракты для тогда еще сорокалетнего рекламщика из Великобритании Ридли Скотта.
Сегодня, почти полвека и кучу блокбастеров вроде «Тельмы и Луизы» и «Ганнибала» спустя, Ридли Скотт снова вернулся к своей излюбленной военно-дуэльной теме. Годы и опыт, естественно, накладывают отпечаток, а поэтому нынешняя дуэль куда сложнее, навороченнее и печальнее предыдущей. А еще «Последняя дуэль» наглядно доказывает, что первый блин не всегда выходит комом, а опыт и бюджет в 100 млн долларов не гарантируют, что новое зрелище получится более захватывающим и значительным, чем то, что новичок-любитель когда-то снимал за 900 тысяч.