в удобном формате
В минувшие выходные в эфир вышла финальная, десятая серия первого сезона одного из самых рейтинговых проектов прошлого года "Дом с прислугой" от автора нашумевшего в свое время "Шестого чувства" М. Найт Шьямалана.
"Дом с прислугой" (Servant в оригинале), как и самый известный кинопроект режиссера с Брюсом Уиллисом в главной роли, получился жутким в хорошем смысле этого слова, учитывая жанр. И невероятно атмосферным.
С большими сомнениями отношусь к ужастикам в формате сериала, но у Шьямалана получилось очень неплохо (кстати, ходят слухи, что на волне успеха "Дома с прислугой" Шьямалану таки, наконец дадут зеленый свет на пересьем популярных в свое время "Баек из склепа"). В общем, если нравится, когда все мрачно, таинственно и непонятно, но при этом долго и запутанно, то "Дом с прислугой" верный выбор.
Сериал зачаровал с первой серии. И только на третьей узнала, что, оказывается, история находится еще в процессе съемок. А с некоторых пор (спасибо, Скотт Гимпл и Ко, за бесславную смерть ваших "Ходячих мертвецов") принципиально не начинаю смотреть сериалы, съёмки которых еще не завершены. И тут так бездарно попалась.
С третьей серии не покидал страх, что в финале первого сезона (а контракты на второй сезон уже подписаны) мы так и не узнаем, откуда в доме преуспевающей взбалмошной журналистки и популярного именитого повара появилась служанка Лиан, способная воскресить их умершего сына.
Опасения не оправдались, по крайней мере - не полностью. Откуда взялась жуткая служанка Лиан, нам все-таки объяснили. Как и про хозяйку дома - журналистку Дороти. И про трагическую смерть хозяйского сына. И про то, каким образом мертвый ребенок оказался живым.
Стоит, наверное, напомнить всю историю целиком. Про огромный, но почему-то вечно темный дом в центре Лондона, в котором живет семья. Муж Шон - модный повар- экспериментатор. Настолько крутой и востребованный, что готовит прямо из дома, куда ему постоянно привозят самые неожиданные ингредиенты. Его жена излишне активная и эмоциональная журналистка Дороти, мама четырехмесячного малыша Джерико, которого она то и дело укачивает, целует, напевает колыбельные.
Все вроде бы идеально в этой семье, кроме сущей мелочи: малыш Джерико - это кукла, предложенная психологом хозяйке дома взамен ее умершего младенца. Для этой куклы хозяева нанимают няню - деревенскую девушку Лиан. Именно с ее появления в доме и начинается если не весь ужас, то определенно все важное и страшное действо.
Ах да, еще одним постоянным посетителем мрачного дома является повзрослевший Рон Уизли, он же сильно помятый и побитый жизнью Джулиан, брат Дороти и лучший друг Шона, с которым они постоянно злоупотребляют алкоголем и ведут длинные задушевные беседы, пытаясь понять, что за жуть происходит в доме и как с этим бороться.
Сериал очень атмосферный и мрачный. Благодаря прекрасной операторской работе страшно становится даже тогда, когда в кадре ничего жуткого и не происходит. Мало того, Шьямалану удалось показать ужасающе даже процесс готовки Пола (черт, момент сдирания кожи с еще живого угря, пожалуй, еще долго не развидеть), что уж говорить про сцены с ожившими покойниками и ритуальными наказаниями.
Две последние серии - девятая и десятая - получились особенно страшными. Одна - своей мистической составляющей, вторая - ужасной реальностью и безысходностью происходящего, тем, как тонка грань между нормальностью и полным безумием и как легко и быстро можно ее переступить.
В общем, историю про таинственную служанку, обладающую мистическими способностями, настоятельно рекомендую. Тем более, что теперь на просторах всемирной паутины ее можно посмотреть целиком и, в принципе, даже не ждать второго сезона (даты его выхода все равно еще окончательно не названы, и это при том, что авторы уже говорят про чуть ли не шесть грядущих сезонов шоу). Сюжет на десятой серии вполне логически завершен и объяснен.
Полный метр из "Дома с прислугой", возможно, получился бы еще более достойный, чем сериал. Ведь даже несмотря на хронометраж серий всего по 30 минут, местами действо провисало: где-то не докрутили, где-то затянули. Но сериалы сейчас популярнее и более востребованы у публики. Так что и выбор Шьямалана понятен. Особенно - учитывая, что после выхода "Шестого чувства" в 1999 году режиссер особыми киноудачами, а значит и продюсерами, готовыми раскошелиться на его экранные хотелки, похвастаться не может.
Кстати, если говорить о сериальном творчестве Шьямалана, то очень советую "Сосны" 2015 года. Не новинка, но если прошли мимо, стоит того, чтобы вернуться и посмотреть. Два запутанных сезона, похожих на творчество Дэвида Линча и Стивена Кинга одновременно.
Но вернемся к премьерам нынешним.
Конец прошлого года вообще порадовал отличными мини-ужастиками. Однин из лучших представителей жанра - украинский сериал "Прятки" ("Схованки") Ирины Громозда.
Хотя жанр "Пряток" больше можно отнести к психологическому триллеру, чем к классическому ужастику, местами страшно от просмотра не меньше, чем от мистического "Дома с прислугой". Страшно от его безысходности и мрачности. Повседневности и обыденности ужасных событий, происходящих на экране.
Отец в типичной советской квартире начинает игру в прятки с маленькой дочкой. Закрывает глаза, считает до пяти... и теряет ребенка. Насовсем. Из закрытой квартиры.
Собственно с этого начинаются "Прятки". Согласитесь, жутко. И так - все восемь серий. Дети исчезают и никто ничего не может сделать.
В "Прятках" прекрасно все - и унылая серая атмосфера стандартного российского города, и сюжет, в котором количество пропавших детей растет пропорционально количеству серий. И Юлия Абдель-Фаттах, и Петр Рыков в ролях следователей уголовной полиции Варты Наумовой и Максима Шумова. Манера съемки явно перенята у братьев-скандинавов. Та же нарочитая неспешность действа и неоднозначность героев. Всем любителям "Моста" с его главным следователем Сагой Нурен настоятельно рекомендую опробовать и "Прятки". Варту Наумову явно создавали, вдохновившись образом датско-шведской Саги.
Ах да, для слабонервных: у нас тут не Голливуд, поэтому хэппи-энда ждать не стоит. Финал получился реалистичным и жизненным. А так редко бывает.
А вот если хочется прям ужасов-ужасов, то тут порадовали французы, точнее один, режиссер Сэмюэль Бодин с его жуткой "Марианной", первая серия которой увидела свет 13 сентября 2019 года. Всего же в "Марианне" 8 серий по 50 минут.
Молодая писательница Эмма известна по всему миру благодаря серии романов-ужасов про страшную ведьму Марианну и девушку Лиззи, которая с этой ведьмой борется. Сама Эмма с детства мучилась кошмарами, и романы стали ее способом победить страшилки в мозгу. И вот, в день когда Эмма презентует последний роман цикла, к ней приходит подруга детства Кэролин с заявлением, что Марианна реальна и эта ведьма, вселившись в ее мать, требует продолжения банкета романов, после чего эффектно кончает с собой на глазах у Эммы и ее многочисленных почитателей. Приходится Эмме возвращаться в родной городок детства и начинать войну с Марианной во плоти.
Сюжет местами очень напоминает "Темную половину" Стивена Кинга. Вообще, вся "Марианна" сделана сильно с оглядкой на короля ужасов. Что-то из серии про Касл-Рок, а вот группа детей, а потом взрослых, борящихся со всесильной ведьмой, как и убитая младшая сестра одной из девушек, явно из "Оно".
"Марианна" сделана в лучших традициях классических ужастиков, с лужами крови, отрубленными конечностями и мистическими заклинаниями ночью на заброшенном маяке. Местами очень предсказуемо, местами жутко противно.
Главные герои первые две серии особых симпатий не вызывали, показавшись деревянными и топорными. Зато дальше пошло гораздо лучше.
Откровенно разочаровал, наверно, только самый конец. Уж очень банально. Таким "оригинальным" образом завершаются, наверно, восемь фильмов ужасов из десяти. Но в целом "Марианна" неплоха. Интригу дотянули, да и накал страстей на восемь серий сохранили.
В нынешние депрессивные зимние (ли?) месяцы можно вспомнить и другие новинки из разряда ужастиков. Но главное не в количестве. Как говорил в финале милый скелет из любимого сериала детства "Байки из склепа": "Помните, смех продлевает жизнь, а постоянный страх сделает вас бессмертным".