Подобные материалы больше не будут появляться в ленте

Все скрытые материалы можно увидеть в личном кабинете

"Отличная-плохая" экранизация Стивена Кинга

07 ноября 2019, 08:07
Фото: © Кадр из к/ф "Доктор Сон"

7 ноября российские кинотеатры начинают запугивание зрителей с помощью Стивена Кинга и экранизации его романа "Доктор Сон".

"Вот это фильм! Десять из десяти!" — раздался восторженный мужской голос, как только на экране появились титры.

"Это полный отстой!" — жаловалась с другой стороны девушка своей соседке.

Примерно так и выглядит объективная оценка нового ужастика "Доктор Сон" по роману "самого страшного" писателя современности Стивена Кинга. Фильм либо очень нравится, либо категорически нет. Я скорее отнесу себя к первому восторженному почитателю совместной работы Стивена Дональдовича и режиссера Майка Флэнагана. 

Это уже третья попытка экранизации Стивена Кинга в этом году, если считать "Кладбище домашних животных" и вторую часть "Оно". И, на мой взгляд, "Доктор Сон" — лучшая из этих трех попыток. 

Фильм неплох. Особенно учитывая тот факт, что роман совсем не зацепил.

Книга "Доктор Сон" получилась настолько слабее "Сияния", что лучше бы Стивен Кинг и не брался за продолжение. Но вовремя закончить и уйти на пике — это очень сложное искусство, которое дано лишь единицам. Увы, мистер Кинг подобным талантом похвастаться не может.

Так как роман "Доктор Сон" не особо зацепил, то и подробные детали сюжета вылетели из головы, а следовательно, в отличие от экранизации того же "Оно", — придираться не к чему.

Хотя нет, в одном все же не могу смолчать. Пресловутая толерантность. Надоели! Главная героиня Абра в "Докторе Сне" у Кинга описывается довольно четко. Темнокожая актриса Кайли Карран никак этому описанию не соответствует. Получилось, конечно, не хуже Стрелка — Идриса Эльбы (что естественно, чтобы настолько не попасть в образ, надо еще постараться), но в моменте, когда темнокожая Абра предлагает светлокожему Юэну Макгрегору представиться ее родным дядей, я, честно говоря, вздрогнула.

Зато Юэн Макгрегор в роли взрослого Дэни Торренса хорош. Может, местами чересчур положительный, поэтому в его отрицательные поступки верится с трудом, но зато мощный и основательный.

Но и ему далеко до главной злодейки Роуз в исполнении Ребекки Фергюсон. Вот она тут просто шикарна. Поддержу американских кинокритиков, написавших после премьеры: "Ребекка Фергюсон в "Докторе Сне" — это абсолютное и прекрасное зло".

Вообще, актерский состав особых вопросов не вызвал. В принципе, все на своих местах. Злые — пугают, хорошие — заставляют сопереживать.

Зато мимо одного момента пройти не могу. Сейчас важно: жирный спойлер. Ужасная и долгая сцена с убийством ребенка. Смотрится очень жутко. Мне во время этой сцены было хуже, чем при просмотре Ларса фон Триера и его Джека, убившего сразу двоих малышей и потом еще поглумившегося над трупами. Но фон Триер — это кино не для всех. Стивен Кинг и его экранизации — продукт гораздо более массового потребления. И именно здесь, в фильме "Доктор Сон", рассчитанном на массового зрителя, вышло в разы более жестоко, чем у узконаправленного фон Триера. Смотреть было трудно.

Да, сцена взята из оригинального романа. Но в книге ее можно пролистать, прочитать по диагонали. Когда это видишь на большом экране, то даже закрытые глаза и заткнутые уши не помогают. 

Можно было немного пожертвовать точностью перехода текста в картинку и сцену хотя бы подсократить. Смогли же снять "Оно" без массовой детской групповухи. Наверно, и с живодерским убийством ребенка надо было поступить так же.

В "Докторе Сне" режиссер Майк Флэнаган решил, видимо, не идти по одному канону — собственно, оригинальному роману или экранизации Кубрика — и отдать дань уважения обоим. Например, Кубрик жестоко убил в своем фильме помощника маленького Дэни Торренса — Дика, который у Стивена Кинга благополучно пережил кровавую драму в Оверлуке. Живым Дик оказывается и в фильме Флэнагана. А вот кровавый номер 217, в котором первый сторож Оверлука Грейди убил свою семью, у Флэнагана, как и до этого у Кубрика, остался 237-м. 

Во всех рекламных проспектах и трейлерах "Доктор Сон" заявлен как продолжение "Сияния" Стэнли Кубрика. Но я бы настоятельно не рекомендовала даже связывать творения Майка Флэнагана и Стэнли Кубрика. Меньше будет ожиданий, следовательно, меньше разочарований. Меньше разочарований, значит, не придется покидать кинотеатр с ощущением, как у той девушки, что назвала фильм "полным отстоем".

Кубрик — гений, вряд ли это утверждение вызовет споры. Так вот, Стэнли Кубрик гений, а значит, видит все по-своему. Его "Сияние" — это скорее про психологию, чем про ужасы. Стивен Кинг — тоже гений в своей сфере. Но он больше по ужасам, чем по психологии. В этом и был основной конфликт двух признанных талантов. Именно поэтому Стивен Кинг и не принял экранизацию Стэнли Кубрика. Он-то писал про другое. 

Майку Флэнагану до Кубрика еще снимать и снимать. Он тоже не про психологию. Он про ужасы. Поэтому и их совместная работа со Стивеном Кингом получилась именно про них, про ужасы. Получилось неплохо. Отличная картинка, добротное кино, крепкая экранизация. Но это не авторское видение Кубрика. Если именно с этим настроем идти в кино, то все получится. Чудо произойдет. "Доктор Сон" ляжет на благоприятную почву. В противном случае — непонимание и разочарование. 

Это — к слову про обилие негативных отзывов на "Доктор Сон". На мой взгляд, не совсем объективных. Никто же и не обещал легенду. Поэтому, крупными буквами: МАЙК ФЛЭНАГАН — ЭТО НЕ СТЭНЛИ КУБРИК. ГЕНРИ ТОМАС — ЭТО НЕ ДЖЕК НИКОЛСОН. А "ДОКТОР СОН" — ЭТО НЕ "СИЯНИЕ".

"Доктор Сон" не займет почетного места в десятке лучших фильмов мира, по нему не будут защищать дипломы и писать рефераты студенты кинематографических институтов. "Доктор Сон" — это просто хороший фильм ужасов, снятый по одному из романов известного писателя. Всё! Но это никак не мешает насладиться его отличной картинкой или забавными моментами, оценить его тонкие отсылки к другим культовым произведениям, да и просто получить удовольствие от просмотра. 

Теперь остается ждать 2020 года и еще одной обещанной к этому времени экранизации Стивена Кинга — "Истории Лизи" с Джулианной Мур и Клайвом Оуэном. Сам рассказ очень неплох, но и Джулиана Мур не просто так свой "Оскар" получила. Поэтому верю, что все получится.