в удобном формате
"Джеймс Бонд" по-шведски, женская версия. Именно такая мысль неотступно преследовала во время просмотра. Если еще точнее, "Джеймс Бонд" времен Скайфолла. Создалось настойчивое впечатление, что именно этой частью бондиады вдохновлялись создатели "Девушки, которая застряла в паутине".
Сознаюсь честно, ни трилогию Стига Ларссона "Миллениум" про девушку-хакера Лисбет Саландер, ни продолжение — роман Давида Лагеркранца "Девушка, которая застряла в паутине" — не читала. Зато, на свою беду, накануне посмотрела "Девушку с татуировкой дракона". На беду, потому что у нынешнего фильма и нашумевшего хита 2011 года нет ничего общего. Так что "оставь надежду, всяк сюда входящий", второй "Девушки с татуировкой..." вы не увидите. "Девушка, которая застряла в паутине" — это совершенно иной самостоятельный фильм с одноименными героями. Примерно как "Унесенные ветром" Маргарет Митчелл и "Скарлетт" Александры Риплей. Герои вроде те же, но поступки, поведение, да и просто описанные события — абсолютно иные. Так и тут — разница во всем. Начиная с актерского состава и заканчивая жанром. Если "Девушка с татуировкой дракона" — это скорее мрачный детектив с элементами триллера, то "Девушка, которая застряла в паутине" — конкретный геройский экшен.
Вообще, у меня возникла мысль, что кому-то из создателей просто попала в руки методичка "Как снимать фильмы про суперагентов. Инструкция для чайников" и они четко отрабатывали каждый пункт в своей работе.
А чтобы никто не заподозрил, что работают по схеме, сделали ход конем и вместо традиционного супершпиона в костюме-тройке придумали даму в коже. Остальное по традиционному клише: героиня спасает мир, ребенка, бывшего любовника, по ходу разоблачая суперзаговор и отыскивая пропавшего родственника. В данном случае два в одном: суперзаговор и суперзлодей — дело рук давно потерянной сестры главной героини (Люк! Я твой отец!).
И да, это я сейчас даже не проспойлерила. Информация про потерянную сестру-злодейку содержится в каждом флаере, заботливо разложенных в кинотеатре. И вот тут у меня возник-таки вопрос к прокатчикам: ребят, это вроде как одна из главных интриг фильма, герои полсюжета к этой тайне идут — зачем же вы ее для зрителей еще на входе в кинозал палите?!
В общем, взяла брошюрку и тут же вспомнила, как несколько лет назад брала интервью у американского режиссера Джонатана Ливайна, в преддверии премьеры его нового на тот момент фильма "50/50" с Джозефом Гордоном-Левиттом про парня, который узнал, что неизлечимо болен. На мой вопрос, почему такое название, Ливайн со смехом ответил: "Ну, если бы я назвал кино "У меня рак", то кто бы пошел его смотреть?" А теперь вопрос на миллион: как вы думаете, под каким названием прошел фильм в российском прокате?! Бинго! "У меня рак".
Но это лирическое отступление. Возвращаемся к девушке и паутине. Точнее, к актерам, сыгравшим в новом кино главные роли.
Клэр Фой перехватила из рук Руни Мары древко со знаменем "Лисбет Саландер". По мне, Руни была лучше. Точнее попала в образ, что ли? Эдакая неформальная андрогинная, угловатая полудевушка-полуподросток, обозленная на весь мир. Гениальный хакер. Клэр Фой же совершенно иная — крепенькая такая, если грубо, то, словами Дмитрия Нагиева, несколько потеребоньканная жизнью дама. Но вроде как тоже хакер с талантами гонщика и умением владеть всеми видами огнестрельного оружия. Мартини с водкой не пьет, но с лихвой компенсирует этот недостаток обилием никотина и прочих запрещенных препаратов в крови.
Боевые навыки, по всей видимости, талантливо шифрует, во всяком случае судя по ее достаточно вялой мускулатуре, которую актриса активно демонстрирует в первой половине фильма, то и дело дефилируя по экрану в черных трусах и майке. По моему мнению, лучше бы она не снимала свои кожаные штаны. Вспомните Линду Хэмилтон во втором "Терминаторе". Вот там, глядя на актрису, сразу верю, что она и голыми руками коня на скаку остановит, а уж с автоматом-то точно армию положит. Или Сигурни Уивер в "Чужом". Клэр Фой, судя по виду, в подобных подвигах заподозрить сложно. В общем, поначалу Клэр на экране вызывала некоторое недоумение и вопрос: почему она? Справедливости ради, к середине фильма (когда экранная Лисбет влезла-таки в байкерское обмундирование) к актрисе начала относится уже лояльнее. К концу и вообще пришла к мысли: а нехай, пусть будет.
Если говорить про других персонажей, то Микаель Блумквист в исполнении Сверирра Гуднасона получился неплох. Но так как в этой версии Микаэль — персонаж сугубо вторичный, то если бы он был и не очень, в глаза бы это не бросилось. В общем, по Дэниелу Крейгу не скучала.
А вот по кому скучала, так это по Робин Райт в роли многолетней замужней зазнобы Блумквиста, его же начальнице по совместительству Эрики Бергер. Может, сама по себе актриса Вики Крипс и не настолько плоха, но по сравнению с Робин Райт полностью теряется. То есть так: почему Микаэль Блумквист в исполнении Дэниела Крейга на протяжении многих лет спал с Робин Райт / Эрикой, я понять могла, но вот зачем он это делает с этой унылой безликой сварливой редакторшей из нынешней версии, для меня так и осталось загадкой. Ну или у них в Швеции очень плохо с дамами и хватать надо любую, которая все еще интересуется противоположным полом. Так как Лисбет, судя по новой части, с мужчинами полностью завязала. В общем, с кастом, по-моему, скорее не угадали. Это к минусам.
Из плюсов: прекрасные заснеженные пейзажи. Вспомните "Скайфолл". Вот и тут та же красота. Красиво снятые гонки. Вполне прилично звучит в фильме русская речь (если бы не "систЬемы", вообще не отличила бы). Ну и вполне такой активный экшен, нечасто перебиваемый диалогами.
Резюмируя: фильм, в общем, неплох. Смотрится вполне динамично, особенно если не вкладывать в него какие-то слишком глубокие ожидания и не ждать от "Девушки, которая застряла в паутине" "Девушку с татуировкой дракона. 2.0". Девушка есть, татуировка имеется, мир спасен.
Смотреть, как мне кажется, лучше в кинотеатре, так как на маленьком экране прекрасные пейзажи и динамичные гонки рискуют потеряться.
Ну а что? "Саландер. Лисбет Саландер", — вполне себе звучит. "Бонд. Джеймс Бонд" тоже с чего-то начинал.