"Сестры": когда суровая действительность – хоррор
в удобном формате
Отнести «Сестер» в хоррору можно очень условно. Это больше социальная драма, в которой даже немногочисленные мистические моменты легко можно объяснить просто игрой воображения главной героини.
Сюжет «Сестер» довольно прост.
Живет в большой и красивой квартире семья: мама Аня/Ирина Старшенбаум, папа Андрей/Никита Ефремов и их маленький сын Митя. И вроде все в семье хорошо. Папа работает, мама красивая, тортики печет. Только вот за закрытыми дверями папа бьет маму. Бьет и всячески унижает. А мама ничего с этим поделать не может. И рассказать никому не может. Ни родственников, ни друзей у нее не осталось. Да и кто поверит в то, что спокойный и уравновешенный со всеми вокруг муж творит такое за закрытыми дверями.
Режиссер «Сестер» Иван Петухов в полнометражном кино дебютант, который стал известен благодаря короткометражке "Подарок" с голливудской актрисой Умой Турман.
Свое обозначение жанровой принадлежности «Сестер» Иван обьясняет просто: «Сестры» – это фильм ужасов, потому что истории женщин, находящихся в ситуации домашнего насилия, – это ужас, который они проживают изо дня в день. Именно так эти истории читаются и слышатся».
На создание фильма о домашнем абьюзе, по словам Ивана Петухова, его натолкнули многочисленные комментарии, которые он прочел в Сети под очередным материалом об избитой мужем жене. Комментарии, в которых пользователи – и мужчины, и женщины разного возраста – старательно обвиняли в избиении именно жену, поясняя, что «она, скорее всего, сама нарвалась» и «мужик ни с того ни с сего не станет…» В общем, если словами скандального интервью небезызвестной теледивы Регины Тодоренко, «а что ты сделала, чтобы тебя на били?!»
Домашний абьюз — тема в нашей стране больная, и именно поэтому говорить о ней не очень принято. Поэтому создатели "Сестер" и прибегли к такому простому и общедоступному, «низкому» жанру – хоррор. А еще в надежде, что истории, рассказанные в жанре ужастиков, всегда лучше доходят до зрителей, чем глубокомысленные морализаторские кинотрагедии.
В «Сестрах» практически нет выдумки. Даже легенда о мистических сестрах, рассказанная зрителю самом начале фильма, навеяна историческими фактами о массовых самосожжениях старообрядцев в XVII-XIX веках, как радикального акта противодействия превосходящим силам.
«Сестры» — это кино камерное, в котором задействовано всего шесть персонажей, включая малолетнего сына героев.
Все действо происходит в одной стандартной квартире. Серой и темной. Эту квартиру специально для съемок выстроили в одном из павильонов киностудии. И — спойлер! — для создания более сильного драматического эффекта коридор в этой квартире сужается каждый раз, как по нему проходит главная героиня.
Вместе с оператором-постановщиком Максимом Смирновым Иван Петухов создал особенный визуальный стиль фильма – лишенный ракурсных планов, лаконичный и мрачный, замкнутый на главной героине и ее состоянии, с камерой, находящейся большую часть времени на уровне глаз.
Получилось очень неспешное и реалистическое действо, эдакий психологический саспенс на пять персонажей. Главный плюс которого, бесспорно, Никита Ефремов в роли безжалостного абьюзера. Выглядит он и правда устрашающе в своей обыденности.
Еще со времен «Хорошего человека» стало понятно, что роли маньяков-тихушников младшему отпрыску клана Ефремовых удаются просто превосходно. От него жутко и его жалко одновременно.
Однако, несмотря на свое идеальное попадание в образ домашнего тирана, Никита Ефремов был не первым актером, утвержденным на роль в «Сестрах».
Ведь изначально Иван Петухов создавал своих «Сестер» под Ирину Старшенбаум. Ирина, кстати, в этом фильме выступила и в роли продюсера, так сильно ее затронула основная тема этого кино.
«Сестры» уже не первая совместная работа Ирины Старшенбаум и Никиты Ефремова. До этого актеры встречались на съемочной площадке «Общаги», экранизации романа Алексея Иванова. И даже на данный момент уже не последняя. В марте следующего года на экраны также выйдет фильм Петра Тодоровского «Здоровый человек», в котором Ирина с Никитой в очередной раз продемонстрируют нездоровые семейные отношения.
Помимо сложившегося тандема Старшенбаум — Ефремов, в «Сестрах» есть еще один интересный персонаж. Это таинственная девушка Лида в исполнении Анны Чиповской. Таинственная, потому что именно с ней связана вся царящая в фильме мистика. А еще потому, что лица Лиды мы практически не видим, а когда нам его показывают, то Анна Чиповская узнается в нем с великим трудом. Тут низкий поклон работе гримеров и, видимо, силе убеждения Ивана Петухова, сумевшего уговорить востребованную общепризнанную красавицу Чиповскую сыграть мало того, что в эпизоде, так еще и, по сути, в маске.
Правда, сама Анна утверждает, что в первую очередь ее привлекла серьезная тематика фильма и то, «какое количество женщин в моем окружении, которых я лично знаю, сталкивались с подобным семейным абьюзом. Это не какая-то абстрактная подруга подруги, а вот – человек, который сидит напротив».
Фильм выходит в прокат 24 ноября, накануне Международного дня борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин.
Создатели сравнивают свое детище с такими представителями жанра, как «Реинкарнация» 2018 года Ари Астера и «Прочь» 2017 года Джордана Пила. Сравнение, честно говоря, так себе. Похожи они только тем, что во всех этих фильмах нет классического «хорроровского» злодея в маске. Во всех трех фильмах зло творят обычные среднестатистические люди.
Однако, если все же сравнивать «Сестры» с чем-то, то, наверное, ближе к нему будет фильм под названием «С меня хватит». Но не тот 2002 года, в котором боевая героиня Дженнифер Лопес бодро расправляется с мужем-тираном ( хотя по содержанию и звучит очень похоже), а скорее, фильм 1993 года, в котором уставший от невыносимой тяжести бытия Майкл Дуглас, вооружившись битой и чемоданом с оружием, отнятым у бандитов, идет прогибать этот изменчивый мир под себя.
Рейтинг ожидания «Сестер» составляет 5,7, что для отечественного фильма, обозначенного жанром "хоррор", очень даже неплохо. В любом случае фильм интересный. Особенно для любителей качественной психологической драмы. Главное – помнить, что это не ужастик в чистом виде, а значит, надеяться на чудесное спасение не приходится.
А мораль фильма проста: насилие всегда порождает большее насилие. Поэтому если есть выбор уйти или ударить, выбирать надо первое. Или дальше будет хуже.