window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { bidder: "myTarget", params: { placementId: "237891" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } }, { bidder: "adfox_imho-video", params: { p1: "cqsds", p2: "hitz" } }, ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
18 июня 2019, 15:21

Сменили Пушкина на пляж

Власти Латвии поставили рекорд русофобии: школе в Лиепае запретили носить имя великого русского поэта.
Читать ren.tv в

Городская дума Лиепаи проголосовала за переименование 2-й средней школы имени Александра Сергеевича Пушкина, его имя убирают с вывески, документов и печатей. Такой "подарок" латвийские законодатели сделали как раз в июне, к 220-й годовщине со дня рождения великого русского поэта.

Решение о переименовании учебного заведения, носившего имя Пушкина более семидесяти лет, принято вопреки многочисленным просьбам родителей учеников и выпускников. Теперь школу будут именовать Liedagā, в переводе с латышского это слово значит "пляжная", в честь улицы, на которой она стоит.

С инициативой вычеркнуть из названия школы имя Александра Сергеевича Пушкина выступила её директор Эдита Пламше. И в этом нет ничего странного, эта чиновница от педагогики просто идёт в тренде — в Латвии сейчас власти воротят нос от всего российского. C 2019 года сейм республики запретил вести обучение на русском языке в школах, колледжах и вузах, даже в частных. Запрет коснулся исключительно русской речи, родной для трети населения Латвии. На английском, кстати, учить детей и студентов можно, так что русскоязычное меньшинство справедливо посчитало этот закон дискриминационным.

Фото: © фото: wikimapia.org

Теперь, выходит, имя Александра Сергеевича Пушкина латышским националистам глаза колет. Убрать его из названия школы депутаты решили, вроде бы, под благовидным предлогом — слить вместе две школы в Лиепае, 2-ю и 12-ю.

Глава управления образования Лиепаи Кристине Ниедре-Лахтере, выступая перед депутатами гордумы, заявила, что решение о смене названия необходимо принять в кратчайшие сроки, "чтобы не затягивать процесс реорганизации".

Протесты игнорируют

Председатель русской общины Лиепаи Роман Милославский пытался вразумить местных законодателей, говорил им, что этот вопрос несет в себе глубокий эмоциональный смысл:

"Ко мне, как к председателю общины обращались родители и учителя обеих школ, и поэтому я здесь и прошу депутатов прислушаться к мнению лиепайчан. Не "рубить с плеча", а сохранить в названии будущей объединённой школы имя всемирно известного поэта и драматурга Александра Сергеевича Пушкина".


фото: facebook

Депутат гордумы Людмила Рязанова была в числе тех многих горожан, которые боролись за имя великого поэта:

"Я передала в думу письмо, адресованное всем депутатам с просьбой учесть мнение большинства жителей и оставить историческое название школе — им. А.С.Пушкина. Подписали письмо и бывшие ученики школы, и родители учеников, которые учатся в школе и тех учеников, которые собираются перейти учиться в школу."

Но решение о смене названия было всё-таки принято гордумой 14 июня — десять голосов "за" и всего три "против".

Русскоязычные жители Лиепаи и других городов Латвии восприняли переименование с болью, вот что они пишут в социальных сетях:

"74 года была наша школа имени Пушкина, столько знаменитых учеников, люди целыми поколениями заканчивали нашу школу. И теперь — бред какой-то, обидно до боли!"

"Просьба сохранить название была проигнорирована, мнение электората латышским властям по фигу".


фото: vk

"Декоммунизация на пространстве бывшего СССР все чаще оборачивается дерусификацией. Пушкин не был коммунистом, масоном — да, и то недолго. А коммунистом — ни дня! Мы живем в мире, где культура становится заложницей политики и идеологии".

Пушкин в саване

Ещё совсем недавно Александр Сергеевич Пушкин был у латвийских властей в почёте — в 2009 году в Риге торжественно был открыт ему памятник. Стихи возле него читали не только русские, но и латышские поэты. Политики тогда не забыли припомнить, что классик латышской литературы Янис Райнис переводил Пушкина и относился к его творчеству с большой любовью.

Их судьбы были во многом похожи, Райнис тоже был сослан на Псковщину за вольнодумство, в ссылке он написал очерк "Александр Пушкин".

О том, что побудило обратиться к биографии великого русского поэта, Райнис в своих воспоминаниях написал так:

"Пушкин, который был очень близок мне еще со школьных времен, стал в этой первой ссылке еще ближе даже внешне, ибо и он был в свое время сослан в ту же Псковскую губернию..."

Творчество Пушкина Райнис оценивал в широком культурном контексте, сравнивал его с Байроном, Гейне, Шенье, писал, что его творчество интернационально, что это явление не только российской, но и мировой культуры.

В Москве, кстати, есть бульвар Яна Райниса — переименовывать его никто не просит и не планирует, как и Рижский вокзал и станцию метро "Рижская". Потому как стихи Райниса в России любят, а его песню "Вей, вей ветерок!" с удовольствием поют на русском, она давно стала и у нас народной.

Задумывались ли депутаты, лишая школу имени Пушкина, что этим поступком они плюют не только на мнение русской диаспоры, но и в Яна Райниса? Ведь если бы он жил в наше время, то тоже наверняка был бы в рядах защитников Пушкина.

Фото: © фото: соцсети

Россияне не забыли, как памятник Пушкина в Риге недавно одели в саван, — художник, сделавший это, назвал свою акцию "инсталляцией". Смысл её ясен — мол, творчество Пушкина для граждан Латвии мертво. Потом у памятника поэту украли трость, хулиганы так и не были найдены. И с этим всё просто — чем быстрее обветшает скульптура, тем проще будет её потом снести. И обосновать так: поскольку не был Александр Сергеевич ни разу в Латвии, то и связанных с его именем в республике мест нет!

Всемирно почитаемый

С тем, что Латвия не связана с Пушкиным, я не соглашусь. Всеми любимый фильм "Сказ про то, как царь Петр арапа женил" режиссер Александр Митта снимал в Юрмале в 1976 году. Эта лента стала самой кассовой экранизацией Пушкина за все времена СССР.

Рижская киностудия тоже внесла вклад в пушкиниану — телеспектакль "Моцарт и Сальери" там сняли ещё в шестидесятых.

Фото: © фото: cyrillitsa.ru

А Латвийская национальная опера вообще своим рождением кровно обязана Пушкину, ведь "Евгений Онегин" стал первой оперой, поставленной на латышском языке. Певица Паула Лицит перевела либретто "Евгения Онегина", и 27 декабря 1912 года в Риге был дан дебютный спектакль Латышской оперы.

Пушкина до сих пор охотно переводят и экранизируют во многих странах. Вот фильм из самых недавних — "The shot" по повести "Выстрел", его снял в 2010 году в США режиссер Эндрю Хэмер.

Наверное, уместно напомнить некоторым беспамятным латышам и то, что памятники Пушкину, хоть он ни разу не был за рубежом Российской Империи (разве только на границе с Турцией), стоят по всему миру.

Именем, образом и творчеством нашего Александра Сергеевича дорожат всюду, он гений вселенского масштаба. Как же мелки латышские депутаты, посмевшие покуситься на Пушкина, на его имя и славу!

Подпишитесь и получайте новости первыми
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_429515 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_429515')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": 'adfox_151870620891737873_429515', "bids": [ { "bidder": "adriver", "params": { "placementId": "30:rentv_970x250_mid" } }, { "bidder": "myTarget", "params": { "placementId": "336252" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836081" } }, { "bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226" } }, { "bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" } }, { "bidder": "adfox_imho-video", "params": { "p1": "cxedf", "p2": "hity" } } ], "sizes": [ [970,250], [728,250], [728,90], [990,90], [990,250] ] } ]); } window.yaContextCb.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_429515', params: params, lazyLoad: { fetchMargin: '200', mobileScaling: '2' } }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_429515(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_429515(); }); }
(window.smiq = window.smiq || []).push({});
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })