в удобном формате
Их мнения совпали. Директора Института нацпамяти Украины Владимира Вятровича и толстой, вечно озлобленной тетки из нашего двора, выпрашивающей полтинники у соседей на опохмелку. Директор солидного украинского НИИ предложил убрать вообще эту дату, 9 мая, сделать почему-то выходным днем 8 мая, продемонстрировав всем буйство запутанных извилин мозга национальной памяти, а дворовая толстуха заявила о том, что День Победы никому не нужен и вскоре его перестанут праздновать.
Странно, но эти два одутловатых, с пустыми глазами лица как-то слились у меня в одно, да оно и понятно — симбиоз лжи и глупости имеет одно лицо.
Сначала о "научном". В Европе есть два института национальной памяти — в Польше и на Украине. Работают напряженно, не щадя себя и бюджетных денег. Заняты они в основном сносом памятников и переименованиями. Памятники, естественно, советские и военные. Переименования тоже против нас, в любом ракурсе, даже в идиотском.
Но при всей антирусской, антисоветской, катавасии, кипящей в обеих странах, замахнуться на День Победы адептам русофобства было боязно. Ведь этот праздник отмечают во Франции, Англии, обожаемых ими США, да и ветеранов ещё предостаточно во всём мире. Поэтому ненавидимому Дню Победы, международные антирусские мрази противопоставляют марши батальонов СС, славославие фашистских вождей, собственных наци, а главное - ложь. Мелко, погано, но всё это есть. Сильно замарать День Победы никак не получается. Но как же они упорны, как кропотливо беззастенчивы, как терпеливы. Они с тихой радостью и надеждой ждут, что ещё немного, вот-вот умрет последний ветеран Великой Отечественной, и начнут потухать огни Победы, начнет гаснуть праздник. Но — а это уже к нашему счастью — они не способны понять, что жив и будет жить День Победы не только дыханием ветеранов и их молодых соратников. На глазах уже нескольких поколений День Победы проходит некую сложную трансформацию, заметно перерастая само понятие праздника. Сохраняя все атрибуты военного праздника, День Победы становится другим…
1 мая 1964 года я был участником парада на Красной площади в составе нашего Ленинградского высшего военно-морского инженерного училища (г. Пушкин). Шел в первой шеренге восьмым с правого фланга. Напомню, в СССР парады проводились 7 ноября, 1 мая, затем и 9 мая. До сих помню чувство настоящего душевного полета, которое слагалось из наших выучки, силы, единения движений и формы, четкости, музыки, красоты. И никто не сможет сказать без опасения получить в морду, что хорошо подготовленный парад некрасив. А единственный в России сегодняшний парад в День Победы — уже совершенство. Убежден, что те, кто идут в составе парадных полков, в технических командах, находятся за рычагами бронетехники, самолетов и вертолетов, испытывают те же чувства, что испытывали и мы. Даже если бы только внешним образом парада все ограничивалось, снизить его величие, красоту и значение вряд ли кому удастся. Сколь бы я ни встречал военных разных поколений, все они с разной степени гордости, если им повезло, признавались в участии марша на Красной площади. Помню, какой взрыв обид и даже отчаяния у мальчишек вызвало решение отлучить от парада воспитанников суворовских и нахимовских училищ. Слава Богу, нелепый приказ был отменен.
"Мечтать" о том, что после ухода от нас последнего ветерана ВОВ потускнеет Парад Победы, действительно вредно. В последние годы праздник приобрел не только военное, но и ясное политическое значение, стал словно рубежом, новым отсчетом времени, дел всей страны, ее армии. Это и просто, и сложно. Ведь появление суперновой техники на брусчатке Красной площади не только демонстрация военной мощи. Страна показывает, как вырос ее научный и производственный потенциал, инженерные и рабочие кадры, без которых не было бы этих танков, ракет, авиации… Техника без людей мертва — так везде наши люди, от космоса до морских глубин, профессионально и умно оживляют эту великолепную технику. Почти каждый военный — глава семьи, той семьи, что является ячейкой нашего российского общества. Парад становится словно звучной книгой страны, ее отчетом.
День Победы незаметно превратился и в международный день единения других народов вокруг российского триколора, словно притягивающего к себе людей всего мира, рубежом защиты малых стран, малочисленных народов. 9 Мая стал рубежом всемирной истории уже тогда, в 1945 году. После Победы началась новая история человечества, и с тревожным счастьем говорю: с каждым годом эта история все больше становится российской.
Каким же дураком или подлецом становится политик, особенно в России, дома, тот, кто пытается как-то стушевать, принизить наш День Победы. Конечно, вятровичи, злобные тетки, недобитки и нацисты, это всего лишь мелкие бесы, мелкая мерзость, пытающаяся доплюнуть хотя бы до низа того рубежа, что мы называем Днем Победы. Есть гады и покрупнее, но вступает чудесная песенная память — "за свет и мир мы боремся, они — за царство тьмы". Ну и дальше все правильно: "Пусть ярость благородная вскипает, как волна, идет война народная, священная война"…
В праздник День Победы многие из нас будят свою память, вспоминают свои дела, удачи и неудачи. Мы делаем новые оценки прошедшего, ищем будущее. К этому дню мы острее и глубже понимаем, что такое подвиг, самопожертвование, как мерзки предательство и трусость, как прекрасны верность и дружба.
9 Мая становится похожим на памятный рубеж, датой начала чего-то нового, значительного. К этому дню мы словно очищаем души, высветляем мысли, окунаемся в общий, всенародный, освежающий, духовный, поток, апофеозом которого стало шествие "Бессмертный полк". Это не просто великая народная демонстрация патриотизма, любви, верности и памяти. Это сокрушительная, мягко оглушающая пощечина всем, кто противостоит уже всемирному шествию. Это же и ответ им на желание дождаться угасания нашего праздника. Пусть помнят приходящие к власти, что будет День Победы жив всегда, пока жива Россия, останется ежегодным рубежом памяти, экзаменом для страны, ее народов. Останется и парад Победы — звучный, мощный и очень красивый!