Печальная весть: на 83-м году жизни скончался Аллан Владимирович Чумак. Себя он называл народным целителем. А в реальности был общенародным мечтателем, который искренне, совсем по-детски верил в чудо.
"Кто это — Аллан Чумак?" — спросил меня сегодня внук.
"Добрый волшебник!" — ответил я.
Мой внук никогда не видел Аллана Владимировича на телеэкране, только в реальности. Мы живём неподалёку и иногда встречались, гуляя в сквере. Аллан Владимирович приветливо кивал людям, которые здоровались с ним. Те, кому за сорок, узнавали его сразу. А для молодых он был никем — одним из безвестных стариков, которые тихо доживают свой век.
Звёздный час Чумака давно остался в прошлом. Казалось, что он умер в конце восьмидесятых, когда его убрали с экрана. Тогда, в разгар горбачёвской перестройки, Аллан Чумак был символом нашей общей наивности. Мы верили в заряженные им кремы и воду точно так же, как в сладостные речи политиков.
Верили, что стоит потерпеть — и капитализм можно построить всего за пятьсот дней, в то, что свобода может быть безграничной. Точно так же, как наши отцы верили в обещанный Хрущёвым коммунизм, в то, что догоним и перегоним Америку.
Чудо в эфире
Про свою карьеру целителя и экстрасенса Аллан Владимирович рассказывал подробно, даже книгу написал. Началось с того, что его, московского журналиста, в 1979 году отправили сделать материал об экстрасенсах. Аллан Владимирович вспоминал про то судьбоносное задание так: "Отыщу этих шарлатанов, напишу разгромную статью, чтобы лапшу советским людям на уши не вешали".
Но вышло иначе: в секретном НИИ, где изучали нетрадиционные методы лечения, кто-то из учёных то ли шутя, то ли всерьёз сказал журналисту: мол, вы и сами, батенька, экстрасенс!