Скандал разгорелся вокруг театра "Сатирикон", художественным руководителем которого является Константин Райкин. В Министерстве культуры заявили, что руководство московского театра может быть отправлено в отставку по результатам прокурорских проверок.
Вот-вот начнется магия театра — опаздывающие спешат в зал, свободных мест почти не осталось. Легкий шепот, последний звонок. И вряд ли кто из зрителей представит: знаменитый "Сатирикон" может исчезнуть в любую минуту. Театр гибнет — в этом, во всяком случае, уверен его руководитель Константин Райкин. Впервые об этом он заявил в прошлом октябре.
На этой неделе худрук "Сатирикона" сообщил о шести прокурорских проверках. И потребовал урезонить почему-то министра Мединского. Вроде как тот чиновник мстит — за прошлогодние обвинения.
У артиста — эмоции, у замминистра — цифры. "Сатирикон" показывает худший результат среди федеральных театров: посещаемость зрителей 50–52%. Доходы от показов упали на 21 миллион.
По словам Константина Райкина, Мединский даже пытается остановить строительство нового здания "Сатирикона", чтобы лишить театр дома и уничтожить раз и навсегда. Но мы выяснили: с 2006 года за инвест-проект реконструкции отвечает фирма "Арт-инвест". Учредители — Райкин и его давний партнер и директор театра Анатолий Полянкин.
На табличке у исторического здания "Сатирикона" дата окончания работ — 2016. Но, похоже, это очередной замороженный долгострой. Чтобы увидеть, как на самом деле идут дела у руководителя театра Константина Райкина, достаточно перейти через дорогу. На полуразрушенный бетонный блок смотрит респектабельный отель, офисный и торговые центры — "Райкин плаза".
Совладельцы "Райкин плазы" — опять же Полянкин и Райкин. И проект реконструкции для "Арт-инвеста" был крайне выгодным. После окончания работ государству перейдет лишь здание театра — 25% нового комплекса. А 35 тысяч квадратных метров, где уже готов торгово-досуговый центр и гостиница на 300 номеров с подземным паркингом, достанутся инвестору.
При этом и худрук, и директор "Сатирикона" работают в государственном театре, который финансируется из бюджета. В 2015-м субсидии составили 191,6 миллиона рублей, в 2016-м — 213 миллионов, столько же в этом году. И коллеги удивленного проверками Константина Райкина в один голос признают: за деньги налогоплательщиков отчитываться обязательно.
По данным журналистов РЕН ТВ, аудиторы "Сатирикона" обнаружили конфликт интересов — это когда контракты выигрывают заинтересованные лица. Мы выяснили: руководители театра, хоть и настоящие творцы, сумели сплести вокруг себя паутину компаний не хуже прожженных коммерсантов.
Графика: в 2003 году Полянкин становится учредителем ООО "Топ юнион" — у него 51% уставного капитала. 29% получает жена и 20 — дочь Полянкина, Альфира и Майя Арслановы. С этой фирмой "Сатирикон" успел заключить 103 договора. Из них 96 — без конкурса. На 65 млн рублей. Услуги — реклама и полиграфия. В 2009-м Полянкин уходит из фирмы, передав все жене и дочери. А в мае этого года семья полностью избавляется от актива.
В 2010-м "Топ юнион" создает "Мастер юнион". И единственный заказчик, с которым работает фирма, — "Сатирикон". С 2011 года театр перечислил больше 126 млн рублей. По странному стечению обстоятельств, юридический адрес компании — в том же доме, где прописан Полянкин. Элитный жилой комплекс на Тихвинской, где сказали, что о такой фирме никогда не слышали.
Именно "Мастер юнион" получает в 2015-м контракт от "Сатирикона" на изготовление декораций и костюмов для нового спектакля "Все оттенки голубого". Сумма — 11,5 млн. Кто сказал, что минимализм — это дешево? Каркас фоновых кулис — почти 900 тысяч. Конструкция для перемещения декораций — 1,9 млн. Лебеди на радиоуправлении — 975 тысяч. И ладно механизмы, может, они действительно сложные.
Но костюмы! Вот роль "Бабушка", чтобы ее одеть, потратили 56 тысяч. Жакет — 10 тысяч. Платье — 20. Туфли — 10, и 15 тысяч — парик. На всякий случай два комплекта. На 113 тысяч рублей. Бабуля от кутюр. Или вот "Принцесса Лея" — 61,5 тыс. рублей. Платье-кимоно — 17 500, широкий пояс — 4400, головной убор — 6 тысяч. 12 600 — обувь, и маска за 21 тысячу. Два комплекта — 123 тысячи рублей. Самая скромная — роль медсестры: халат и обувь — всего-то 15 800. Но главное, все эти бюджетные миллионы в итоге переложили в карман фирмы, связанные с руководством театра.
Частная "Театральная школа Константина Райкина" — конечные владельцы Райкин и Полянкин. Чистая прибыль в прошлом году — 14 млн. "Сатирикон" арендует у школы помещения для репетиций и спектаклей с 2014-го, ежегодно отчисляя от миллиона до двух. Вот свежие контракты за 2017-й: январь — миллион 283 тысячи и июнь — чуть больше миллиона. Мы даже выяснили, что худрук Райкин платит сам себе, только уже в статусе индивидуального предпринимателя. Хотя у его именитых коллег это вызывает удивление.
Только в этом году за исполнение ролей в спектаклях и руководство постановками пять заказов от "Сатирикона". И бюджетные 6,4 млн становятся личными — райкинскими. Это помимо зарплаты руководителя театра. Так, может, дело не в цензуре?
Перчатка, брошенная худруком "Сатирикона", осталась незамеченной. Минкульт продолжил финансирование. Больше того, театр получил специальный президентский грант.
Российская театральная богема действительно привыкла к роскошной жизни. Основной доход Союз театральных деятелей получает от прямой коммерции — в его собственности четыре фабрики и восемь здравниц. Еще членские взносы. 24 миллиона в год. И государственные субсидии — по некоторым данным, в 2016-м только московские власти выделили государственным театрам более 12,5 млрд руб. При этом система отношений "творческая интеллигенция — власть" выстроена так, что театралы, в том числе на деньги налогоплательщиков, ставят, в общем-то, что хотят. А любые вопросы к ним тут же превращаются в политические.
При таком серьезном финансировании в СТД годами не могут решить самые простые вопросы. Сергей Афанасьев — глава Новосибирского отделения Союза — 30 лет выбивал помещение для городского драматического театра. И все это время спектакли шли в подвале.
Новосибирская труппа, как ни странно, на банкротство и близкую смерть не жалуется. Но куда губернскому театру до столичных подмостков. Кстати, при немалых заработках руководители того же "Сатирикона" — люди довольно мелочные. В 2014-м за счет бюджета театр устроил фуршет. Полянкин и Райкин снова заплатили себе за себя же: победителем конкурса на право провести застолье стала "Райкин плаза" — на 320 тысяч рублей.
О подозрительных финансовых потоках в конце октября заявили те, от кого этого вообще не ждали. Неправительственная международная организация Transparency International нашла 14 государственных театров, где начальство тоже доплачивает само себе. И направили заявление в прокуратуру. СТД ответил чрезвычайным съездом. Мол, идет дискредитация культурной сферы.
На съезде вспомнили Серебренникова, Апфельбаум. Упустили одно. Расследование началось еще в 2016-м, когда дела "Гоголь-центра" и в помине не было. И обвинения в экономических преступлениях не так интересны, как дискуссия о свободе слова.
Но даже при том, что не все понимают те же "Все оттенки голубого" Райкина, где сюжет построен вокруг каминг-аута сына офицера, или постановки Серебрянникова вроде "Мученика" или "Отморозков", по-своему трактующие современные ценности, спектакли идут — их никто не запрещает. Никто не прогоняет артиста со сцены. Так, как это произошло в эту пятницу с Константином Райкиным в Одессе.
Больше того: "Сатирикон" и другие театры все так же получают бюджетные деньги. И обличение в цензуре больше напоминает единственно возможную линию защиты. Когда не хочется отвечать на неудобные вопросы.